Сайт о городе Могилёве и о людях, живущих в нём
 

Навигация по сайту

ÃëàâíàÿÈíôîÍîâîñòèÈñòîðèÿÀíåêäîòûÃîñòåâàÿÊîíòàêòû

Погода

 


 

Новости 

 

 
 
 
§1.7. Брестская церковная уния.

1596 год является годом своеобразной церковной реформы. На территории Речи Посполитой оформилось объединение православной и католической церквей.

В это время в Белоруссии обострилась церковная борьба. Своеобразной формой религиозно-политического движения были православные братства, куда входили преимущественно ремесленники, торговцы, а также духовенство и шляхта. Братство скорняков Могилева, созданное в 1589 году, было одним из первых в Белоруссии. Известны братства при церквях Святого Спаса, Преображенской, Богоявленской и Крестовоздвиженской. Братства сыграли огромную роль в развитии просвещения, открывали братские школы, с 1616 по 1773 годы (с перерывами) существовала Могилевская братская типография.

§1.8. Русско-польская война 1654 — 1667 г.г.

В тяжелые годы русско-польской войны могилевский шляхтич К.Ю. Полонский с группой единомышленников перешел на сторону русского царя Алексея Михайловича. В награду царь даровал ему чин полковника. После этого Полонский сформировал 6-тысячный полк. В августе 1654 года жители Могилева открыли ворота перед русскими войсками и полком Полонского и впустили их в город. За это русское правительство сохранило Могилеву Магдебургское право, мещане же впервые получили право выбирать войта. Военными делами в Могилеве и уезде теперь занимался воевода. Его выбирали из числа русских бояр. Но на этом война не закончилась.

В конце 1654 года громом ударило новое нападение польско-литовских феодалов. 20-тысячное войско под командованием гетмана Радзивилла начало осаду Могилева.

Городские жители отчаянно защищались от нападавших. Но они даже не ожидали, что измена произойдет в их рядах. И все же это случилось. В самый критический момент Полонский переметнулся на сторону врага. Вместе со шляхтичами полковник открыл ворота города и впустил войска Радзивилла за внешний земляной вал. А население Могилева по-прежнему боролось. В течение трех месяцев жители самоотверженно защищали город от неприятеля. Все попытки Радзивилла взять штурмом Могилев закончились полным апофеозом врага. Понимая безвыходность своего положения, Радзивилл перед отступлением предал город огню. Таким образом, могилевчане помешали войску Радзивилла нанести удар с территории Белоруссии по борющемуся украинскому народу.

Но на этом беды могилевчан не закончились. Летом 1660 года к городу приблизились войска гетмана ВКЛ Сапеги. Гетман несколько раз предлагал жителям сдаться, обещал им за это всяческие блага и царскую милость. Но те не соглашались. И опять же их ожидала измена. Шляхта и зажиточная городская верхушка организовали заговор. Они истребили гарнизон стрельцов и сдали город Сапеге.

§1.9. Легенда о Радзивиллах.

На протяжении многих столетий Несвижем владели магнаты Радзивиллы. Они имели огромные площади земли, получали миллионные доходы, оказывали влияние на судьбы тысяч людей. Откуда же пошел славный род Радзивиллов? Вот какую легенду рассказывают в Несвиже:

Желая возвеличить свой род, Радзивиллы выводили свое происхождение от древнеримской аристократии. Как будто родоначальник дома — какой-то Дорспрунг, добрался морем в Литву и основал там поселение Рамнова (Новый Рим). Среди наследников этого рода особенно известен верховный жрец Криво-Кривейше. Он крепко полюбил красавицу — литвинку. У них родился сын, которого отец, как жрец, не имел права воспитывать сам. Молодая мать при родах умерла. Кому отдать мальчика на воспитание? Криво-Кривейше придумал хитрый план. К нему часто приезжали князья. Один из них — Наримунт — не имел сына-наследника. Он просил у жреца вымолить у бога Перкунаса ему наследника. Вот это и попробовал использовать жрец. Когда в очередной раз к нему приехал Наримунт, который любил охоту, Криво-Кривейше приказал положить маленького сына в колыбель, украсить ее цветами и повесить на высокое дерево. Во время охоты собаки вывели князя и его свиту к загадочному дереву, возле которого никакой дичи не было. Охотники взглянули вверх и увидели среди листьев какой-то предмет. Корзину сняли. Там было великое „чудо“ — мальчик, здоровенький и красивый. Криво-Кривейше сказал Наримунту: „Вот тебе Перкунас и послал сына. Расти ребенка, как родного, и во всем слушайся, потому что каждое его слово будет голосом Бога“.

Малыша назвали Лиздейком, что значит по-литовски — „найденный в гнезде“. Мальчика, который быстро подрастал, почитали, с его советами всегда считались.

Однажды к Лиздейке за помощью обратился сам великий князь Гедимин. Нужно было объяснить необычный сон, который приснился князю, когда он заночевал в долине Святого Рога: могучий железный волк громко выл на все четыре стороны света. Лиздейка объяснил сон так: на том месте, где ночевал князь, нужно построить город, чтобы слава о нем пронеслась по всей земле. Так возник город Вильно. Именно после этого к имени Лиздейки присоединилось прозвище Радзивилл — от белорусского „радзiць“ (советовать). Несколько поколений наследников Лиздейки пользовались этим словом как прозвищем, а потом оно стало фамилией рода.

Зачинателем этого рода по Несвижской линии был Ян Радзивилл по прозвищу Бородатый.

§1.10. Северная война 1700 — 1721 г.г.

Горячее дыхание войны России со Швецией опалило землю Могилевщины. Эта война получила название Северной и длилась более двух десятилетий. Восточные земли Белоруссии стали основным театром военных действий. Через Могилев проходили русская и шведская армии. В это время город посетил Петр I. Всю весну и долгое время летом в Могилеве и его окрестностях находились русские войска. Могилевчане обязаны были обеспечивать их продовольствием, оружием и подводами, принимать участие в строительстве мостов через Днепр.

В июле этого же года Могилев заняли шведские войска. Шведы грабили церкви и монастыри, вывозили из города серебро. Они пробыли на территории нашего города не так долго — шесть недель. Но за это время они отобрали у местного населения все запасы продовольствия, уничтожили более 1700 жилых домов.

Переломным моментом войны стало тяжелое и кровопролитное сражение возле деревни Лесной. Предоставим, однако, слово одному из очевидцев и участников этой битвы — князю Галицыну. Он вспоминал:

„…Целый день находились мы тогда под огнем неприятеля, но в наших рядах не произошло ни малейшего беспорядка, и мы не уступили противнику ни пяди земли. Четыре раза наши ружья настолько накаливались от усиленной стрельбы, что их невозможно было держать в руках. Четыре раза мы наполняли наши опустевшие сумки и карманы патронами“.

Поражение под Лесной было для шведов непоправимым бедствием. Для Петра I, наоборот, эта победа была одной из крупных „викторий“ русской армии в Северной войне, „…матерью Полтавской баталии“, которая состоялась менее чем через год.

Из поколения в поколение передает народ легенды и предания о доблести и мужестве русских солдат, которые они проявили в битвах за свое Отечество.

В честь 200-летия победы русских над шведами при деревне Лесной был сооружен и торжественно открыт мемориальный комплекс.

Символичен памятник, созданный скульптором Обером. На гранитной скале широко расправил крылья бронзовый орел. Он рвет поверженное знамя врага, торжествуя победу. На скале — пьедестале укреплена мемориальная доска с лаконичной надписью: „В память сражения при Лесной — матери Полтавской победы“.

§1.11. От православия к униатству.

Как и в Белоруссии в целом, в Могилеве насильственно насаждались уния и католицизм. Во всех городах укрепляли свои позиции католические ордены. Православные церкви силой отнимались и передавались униатам.

В 1642 году король речи Посполитой высказал пожелание. Звучало оно так:

„…чтобы могилевцы были униатами и к тому приступили бы добровольно“, а если не сделают этого сами, то „будут в унии поневоле“.

Правящие круги Речи Посполитой всячески пытались добиться своей цели. Для этого они усилили борьбу против православных братств. Те же, в свою очередь, ставились в зависимость от местных епископов, назначенных из числа униатов. Но жители Могилева, как и весь белорусский народ, продолжали борьбу против всех форм феодального гнета.


Читать дальше>
 

Copyright by Greay © 2003-2004/WebMaster Greay/Greays corporation © 2005